Хобби блок для курительной трубки

Как и обещал, публикую статью об изготовлении курительной трубки. Отснял заготовку на каждом этапе, но все никак руки не доходили написать для каждой фотки текст. Огромная, как выяснилось, работа.

. UPDATE .
Статья уже здорово устарела, а написать новую
все времени нет 🙂 Зато есть более свежее видео, вернее,
целый фильм. Это 2015 год. Как найду время, обязательно
сниму новое видео, и отдельные видео по разным этапам
процесса. Так что переходите по ссылке,
подписывайтесь на канал 🙂

Вот так выглядит готовая трубка. На изготовление этой трубки у меня ушло два полных рабочих дня. Это большая удача: в среднем на трубку уходит больше времени, поскольку часто заготовки уходят в брак из-за скрытых дефектов материала. Плюс у меня было заранее подготовленное колечко из бивня мамонта.

Материал, из которого делаются трубки, называется бриар. Это нарост в корневой системе древовидного вереска — деревца, обитающего вокруг средиземного моря в засушливом климате в каменистой почве. В этом пористом наросте деревце накапливает влагу, а из грунта впитывает минералы, делающие его твердым и почти не горючим. Именно такие сложные условия произрастания делают этот материал идеальным для изготовления курительных трубок.

На этом снимке грубо вырезанный и расчерченный блок. В исходном блоке трубка размещена под углом, потому прежде чем вырезать, пришлось наклеить на эпоксидку обрезки бриара. Сейчас они видны по углам. Это упростит фиксацию заготовки в токарном станке. А в последствии эти уголки срежутся.

У деревянной части трубки — стаммеля — будет два отверстия. Одно в чубуке для крепления мундштука (мортиз), и одно в чаше — табачная камера. Из дна мортиза в одно табачной камеры будет просверлен дымовой канал. Оси всех трех сверловок находятся в одной плоскости, она расчерчена посередине блока.

Это колечко из бивня мамонта. Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.

Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена — сточится уже на месте.

Вот так выглядит сам бивень.

Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.

На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.

Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.

Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.

Следующий этап — сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.

Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза — в нее попадет сверло.

Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.

Сверло — 4мм. Диаметр сверловки — вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире — 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.

Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.

Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.

За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.

На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.

Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее — не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну — не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше — однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.

Читайте также:  Чем убрать запах самогона в домашних

В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.

Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.

Следующий этап — точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.

Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.

На снимке видны пара черных точек — это сендпиты — песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.

Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.

Затем уже грубо вывожу всю форму.

Если намочить заготовку, видны грейнсы — естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.

Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.

Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.

На токарном станке я вытачиваю цапфу — шип мундштука для соединения со стаммелем — деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.

Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.

Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:

Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.

Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм — как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.

Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше — только ручной инструмент: напильники и шкурки.

На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.

Еще немного поработал напильником, а дальше — шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.

Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.

Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника — шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит — дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).

Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.

Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.

Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.

Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.

Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.

Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.

Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки — там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.

Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.

Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя — А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А — самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.

Читайте также:  Отсутствие акта медосвидетельствования на алкогольное опьянение

На готовую трубку я наношу карнаубский воск — натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.

Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова. В камере осталась капелька черной морилки — не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.

Если у вас чешутся руки сделать своими руками курительную трубку, вам потребуются следующие материалы:

  1. Бриар — нарост в корневой системе Древовидного Вереска — деревца из Средиземноморья.
  2. Эбонит — сильно вулканизированный каучук — материал для мундштука.
  3. Тефлоновые цапфы (факультативно).
  4. Материалы для декорации (факультативно): серебро, ценные породы древесины, рога и тд.

Бриар от Миммо

Romeo Domenico (Mimmo) — самый популярный среди мировых трубочных мастеров поставщик бриара. Его бриар очень вкусен, красив, легок. И, плюс к тому, сам Миммо является трубочным мастером, и отлично понимает, как правильно нарезать блоки. Работать с его материалом — одно удовольствие.

Однако, заказывать бриар у Миммо новичку-хоббисту не очень удобно:

Во-первых, Миммо шлет только от 10 кусков ( € 229 ), а выгоднее заказывать партиями побольше (30 за € 502 ).

Во-вторых, у него нет возможности выбрать блоки по типу. Блоки не отсортированы, там есть и ценные крупные плато с шикарными грейнсами, и простенькие эбошоны. А начинающему треборезу хотелось бы получить лишь последние, и подешевле. Конечно, заказать поставку блоков по типу, размеру и грейду можно, но только от 600 евро не включая доставку.

В-третьих, Миммо с недавних пор не отправляет бриар в Россию. Как я понял, его достали косяки нашей Почты (с моими заказами эти косяки тоже были). Это сразу прибавляет еще около € 50 за услуги финского посредника, который примет посылку на свой адрес и отправит в Россию EMSом. Если интересно, iMove.fi — посредник, которым пользуюсь я.

Для состоявшегося мастера, расходующего по 10-20 блоков бриара в месяц, все это совершенно не проблема. И через Финляндию заказывать не сложно, и партия по 30 кусков не пугает, и отбирать блоки не нужно: в дело пойдут все. А для начинаюшего удобнее следующий поставщик:

Бриар от Хома

Jaume Hom — испанский поставщик бриара. Его материал, возможно, не так вкусен (что очень субъективно), но имеет свое преимущество: этот бриар просто неубиваемый, стерпит любые температурные издевательства. Он даже на ощупь заметно тверже и тяжелее, чем итальянский бриар от Миммо.

Ну а для хоббиста Хом как поставщик — просто находка. Блоки разделены по типам и ценам, можно заказать небольшую партию, без проблем отправляет в Россию.

По эстетическим свойствам его блоки делятся на Extra, Extra-extra и Very Tight Grain. Слово Extra в его понимании несколько обесценено: Extra блоки просто ужасны, годятся только под руст. Но начинающему для тренировки — самое то. Все равно первые заготовки уйдут в брак 🙂

Стоят самые дешевые extra эбошоны у Хома всего € 67 за 8 штук с доставкой в Россию. Дешевле, если брать больше. Но, я уверен, после 8 штук вам захочется перейти к бриару получше.

За € 117 можно купить 8 extra-extra bird eye ебошонов. Это бриар с красивыми полосочками поперек блока — материал, из которого часто удается сделать и стрейтгрейн трубку, если расположить ее на боку. Или трубку покрупнее с глазками по бокам чаши. Иногда попадаются просто самородки. На мой взгляд, эти bird eye блоки — самые интересные по соотношению цены к качеству.

За ту же цену есть и специальные длинные блоки для канадок. Полосочки как повезет (стрейтгрейна точно не будет), но длина позволяет сделать канадку полноценного размера.


Very Tight Grain

Дальше идут плато — блоки подороже. Они делятся не только по красоте полосочек, но и по размеру. Покупать small не имеет смысла: из них стрейтгрейн трубку все равно не вырезать, а значит, уж лучше эбошон. Medium plateaux уже годятся для стрейтгрейн трубок. Однако, режет плато Хом просто ужасно: почтив се блоки нарещаны под углом к рисунку, и приходится ухищряться и много срезать, вырезая из кривого плато прямой помельче. Потому я предпочитаю работать с large блоками.

Самые дорогие блоки — Large very tight plateaux — стоят € 149 за 2 штуки. Я лишь весной 2014 начал их покупать, до этого цены моих трубок не позволяли рентабельно использовать такой дорогой материал. Ну а на момент написания этой статьи (февраль 2015) курс евро настолько поднялся, что, наверное, я снова вернусь к материалам подешевле.

Материалы от Марко


Эбонит от Марко

Marco Janzen — немецкий поставщик материалов для изготовления курительных трубок. Очень удобен для начинающих: можно заказывать сразу всего по немножку. Кусок бриара, 10 см эбонита и тд. Есть почти все, что можнт потребоваться. Кроме, разве что, бамбука.

Я у Марко беру эбонит ( € 47 за метр), акрил ( € 20 за метр), тефлоновые цапфы ( € 1 ), серебряные колечки. Цены без учета доставки. Эбонит безупречен. Про бриар ничего не могу сказать: в Германии он не растет, а где его заказывает Марко, я не знаю. Я предпочитаю покупать бриар у резчика, а не у перепродавца.

Читайте также:  Разведение спирта до 40 градусов калькулятор

Материалы от Steve Norse

Steve Norse (США) продает итальянский, алжирский и греческий бриар, немецкий и заметно более дешевый японский эбонит, украиснкую морту, сверла и другие инструменты. Все недорого и можно покупать в малых объемах (кусок бриара, 5 дюймов эбонита и тд).

Итальянский бриар у него от Миммо. Сам Миммо в Россию не шлет, да и партию маленькую у него не заказать. Так что попробовать его бриар для изготовления курительной трубки можно у Стива.

Единственное, что мне у Стива не понравилось — это размеры бриаровых блоков. То, что он называет Large, на самом деле достаточно небольшие блоки, в которые не всегда можно вписать даже бильярд средних размеров. Самые большие блоки — Jumbo — на самом деле средних размеров: в такой блок не впишется полноразмеркая канадка.

Очень понравился алжирский бриар. Красивый, идеально нарезан. Но, жаль, нет реально больших блоков, поскольку я люблю длинные трубки.

Эбонит от SEM

SEM — немецкий производитель эбонита. Хорош в первую очередь широким ассортиментом цветов: есть и сплошные эбониты рызных цветов, и куча красивейших кумберлендов. По ценам черный эбонит примерно как у Марко, но цветные и кумберленды, конечно, заметно дороже.

Новичку этот поставщик материалов не так интересен, поскольку покупать можно лишь метрами. Вернее, на вопрос, можно ли взять всего по чуть-чуть на пробу, они ответили, что да, но будет дополнительная плата. Я не стал уточнять, какая.

На сайте цен нет — нужно писать на почту, они вышлют актуальный каталог цветов и прайс.

Материалы от Hermann

Hermann — датский поставщик материалов для изготовления курительных трубок. Все можно заказывать маленькими партиями, ассортимент достаточно широкий. Но цены кусаются. Еще и берут дополнительную комиссию за прием пейпала.

Я у этого поставщика заказывал только бамбук, поскольку на тот момент не нашел его больше нигде. Но сейчас и бамбук беру у Вячеслава из Китая:

Бамбук от Вячеслава

Вячеслав живет в Китае, и здорово помогает с поставками бамбука, на который европейские продавцы заряжают огромную цену. У него можно купить и другие материалы для изготовления курительных трубок, но вряд ли выгода будет заметна. Разве что экономия на доставке, если бамбук уже берете, а остальное в нагрузку.

Бамбук у него отменный, продает он его по моему совету небольшими отборными пачками, куда не попадают кривые и испорченные палки.

Бриар из Пайпшопа и Пайпсхауса

Pipe Shop и Pipes House — российские интернет-магазины курительных трубок и трубочного табака. И там и там есть материалы для изготовления трубок. Мне очень нравятся корсиканские эбошоны с пайпшопа, но они редко бывают в наличии. Помимо бриара в этих магазинах есть и заготовки для мундштуков.

Когда Миммо перестал отправлять бриар в Россию, он говорил, что вскоре его бриар появится на Пайпшопе. Он собирался привезти материалы к декабрьской выставке 2014. Но на момент написания этой статьи в наличии были только греческие плато.


Заготовка курительной трубки

Заготовки для курительных трубок

Хобби-блоки — заготовки для изготовления курительных трубок для тех, у кого совсем нет своего инструмента. Такая заготовка представляет собой уже просверленный блок бриара с подогнанным для него мундштуком. Трубку, сделанную из хобби-блока, вряд ли можно назвать сделанной "своими руками" — я не очень понимаю смысла такого пути.

Однако, купить такую заготовку курительной трубки можно в Пайпсхаусе. Могу ошибаться, но вроде видел их и в Пайпшопе, но на момент написания этой статьи такого раздела у них не было.

Декоративные материалы

Материалы для украшения курительных трубок — рога, бивни, ценные сорта древесины и прочее — в обилии есть в специальных интернет-магазинах для ножеделов. Я покупаю самшит, карельскую березу и другие сорта дерева в Knife Wood. Там же брал черный рог африканского буйвола, но материал оказался не столь интересен: черная вставка трубку не особо и украшает, а на вид похожа на обычный эбонит.

Что для меня оказалось проблемой — так это коровий рог. Они, конечно, продаются и на рынках, и в специфических группах вконтакте с черепами/костями, но все мои попытки обзавестись этим материалом были безуспешны. Каждый рог, который я покупал, оказывался весь в трещинах. Из целого рога не удавалось использовать ни одного крохотного кусочка. Возможно, трещины появляются при варке, необходимой для отделения рога от костного основания.

Материалы для курительных трубок

Привет.
Меня зовут Вячеслав.
Я живу в Китае, город Шэньчжэнь.
Интересуюсь курительными трубками и всем, что с ними связано. Также сам занимаюсь изготовлением бриаровых трубок (пока исключительно для себя).
Показать полностью…

В Китае, в отличии от России, довольно просто приобрести все необходимые для изготовления курительных трубок материалы. А цены зачастую несколько ниже чем в специализированных европейских магазинах.

Чтобы сделать заказ — просто присылайте личным сообщением список нужных материалов.

При заказе 5 прутков бамбука в одной посылке, и при условии что вся посылка весит не более 3 кг, доставка за мой счет.

В остальных случаях доставка в Россию стоит 25 долларов за первый кг, +10 долларов за каждый добавочный.

Добавить комментарий