Указ президента о запрете курения

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

Федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров – расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:

  1. Железнодорожных, автовокзалов.
  2. Станций метрополитенов.
  3. Аэро-, морских и речных портов.

Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", – вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает стимулирование продажи и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:

  1. Распространение продукции бесплатно, в том числе в качестве подарков.
  2. Использование скидок на стоимость изделий любыми способами, создание талонов и купонов.
  3. Применение товарного знака, предназначенного для индивидуализации продукции, на иных видах товаров, не относящихся к рассматриваемой категории, в процессе производства. Не допускается также розничная и оптовая продажа предметов, не содержащей смолы и никотин, но на которой использовано средство обозначения табачных изделий.
  4. Использование и имитация продукции при выпуске и оптово-розничной продаже других товаров.
  5. Демонстрация изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. К ним в том числе относят видео- и телефильмы, радио-, теле, кино-, видеохроникальные, театрально-зрелищные представления и программы. Не допускается сообщение в эфире, публичное исполнение, а также любое иное использование произведений, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления.

Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Читайте также:  Соотношение воды и спирта для получения

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

ФЗ-15 "О запрете курения в общественных местах" определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:

  1. Соблюдении прав населения в области санитарно-гигиенического благополучия.
  2. Предупреждении инвалидности, заболеваемости, преждевременной смертности, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы.
  3. Ответственности госорганов и структур муниципальной власти, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за обеспечение прав населения в области охраны здоровья.
  4. Системном подходе к реализации мероприятий, ориентированных на предупреждение влияния дыма и уменьшение объемов потребления продукции, последовательности и непрерывности их выполнения.
  5. Приоритете охраны здоровья населения перед коммерческим интересом табачных предприятий.
  6. Обеспечении международного партнерства РФ в области защиты граждан от негативного влияния дыма и последствий употребления продукции.
  7. Взаимодействии госорганов, местных структур власти, юрлиц, индивидуальных предпринимателей и остальной части населения, не связанных с табачными предприятиями.
  8. Открытости и независимости оценки эффективности выполнения мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции и сокращение ее потребления.
  9. Информировании граждан о негативных последствиях использования изделий, содержащих смолы и никотин, как для них самих, так и для окружающей среды.
  10. Компенсация ущерба, нанесенного здоровью, жизни, имуществу граждан, материальным ценностям индивидуальных предпринимателей или юрлиц, возникшего от воздействия дыма и последствий употребления табака.

Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Надзор засоблюдением Федерального закона Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табакаот 23.02.2013г. №15-ФЗ является также одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия.

С 1 июня 2013 г. данный Федеральный закон вступил в силу, за исключением отдельных положений.

Статьёй 21 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табакарегламентируется осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В рамках регламентации осуществления государственного контроля в указанной сфере, во-первых, обозначен основной законодательный акт (Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля), в соответствии с которым данный государственный контроль осуществляется, и, во-вторых, указаны федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять государственный контроль, в частности: Роспотребнадзор, Росздравнадзор (в сфере здравоохранения), ФТС России (функции по борьбе с контрабандой), ФАС России (за соблюдением законодательства РФ о рекламе).

Статья6.24.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхустанавливает ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Статья состоит из 2 частей.

Частью 1 ст. 6.24 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Читайте также:  Как бороться с соседями курильщиками

За данное нарушение предусмотрен административный штраф только на граждан, в размере от пятисот до полутора тысяч рублей. В п.1 ч.2 ст. 9 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ закрепленыправа и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статьёй 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ предусмотрены запреты для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека.

Запрещается курение табака на территориях и помещениях где осуществляются: образовательные услуги, услуги учреждений культуры, учреждений органов молодёжи, физ.культуры и спорта, предназначенных для оказания медицинских услуг, реабилитационных и санаторно- курортных услуг, в общественном транспорте, в помещениях соц. служб, занятых органами государственной власти, местного самоуправления, на рабочих местах, в рабочих зонах, организованных в помещениях и т.д.

С 1 июня 2014 года запрещается курение табака

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Частью 2 статьи 6.24 Кодекса предусмотрено наказание за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

За курение на детских площадках предусмотрен административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 6.25. КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

1. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей на юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

2. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В том числе должны быть установлены тем же органом исполнительной власти требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака. На сегодняшний день данные требования не установлены.

Частью 3 статьи 6.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности. За данное нарушение также установлен административный штраф, на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны также:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

2) осуществлять контроль за соблюдением данных норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Таким образом, за курение работниковна территориях и помещениях где осуществляются: образовательные услуги, услуги учреждений культуры, учреждений органов молодёжи, физ.культуры и спорта, предназначенных для оказания медицинских услуг, реабилитационных и санаторно- курортных услуг, в общественном транспорте, в помещениях соц. служб, занятых органами государственной власти, местного самоуправления, на рабочих местах, в рабочих зонах, организованных в помещениях и т.д. привлекаются к административной ответственности — индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Часть1статьи 14.3.1. устанавливает ответственность в виде административного штрафа за спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей.

Ответственность устанавливается на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В стимулирование продажи табака входит:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами

д) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий и т.д.

Спонсорство табака. Это любой вид вклада в любые события, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребление табака прямо или косвенно.

Статья14.53. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Читайте также:  Деградация мозга что это

2. Оптовая или розничная продажа насвая —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей на должностных лиц — от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей на юридических лиц — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Статьёй 19Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ установлены ограничения и запреты торговли табачной продукцией и табачными изделиями. За не соблюдение ограничений торговли и запретов табачной продукции предусмотрена административная ответственность ст. 14.53 КоАП РФ.

С 1 5 п.п. статьи 19 Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗвступают в силус 1 июня 2014г.

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, в том числе и на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации о защите прав потребителей. В соответствии сп.1 ст.10Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о табачной продукции до сведения покупателей должна доводиться посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Часть 6 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗдействует с момента вступления в законную силу.

Согласно части 6 ст.19не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

Согласно части 7 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗзапрещается розничная торговля табачной продукции в следующих местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Согласно части 8 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗзапрещается оптовая и розничная торговля насваем. Согласноп.21 ст.2Федерального закона Технический регламент на табачную продукцию, насвай — это вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья.

Часть 3 статьи 14.53 КоАП РФпредусматривает ответственность за нарушение запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака (ст. 20 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ). Т.е речь идёт о лицах, не достигших возраста 18 лет. Данный возраст определён Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Достижение указанного возраста определено в качестве наступления совершеннолетия. С наступлением совершеннолетия в полном объеме возникает гражданская дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

По результатам проверок за период с июня 2013 по 31.12.2013 г. и 1 квартал 2014 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия составлено 12 протоколов об административных правонарушениях за нарушение норм Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Сведения о результатах надзора за оборотом табачной продукции, принимаемых мерах доводятся до населения через средства массовой информации.

Ежегодно, 31 мая в рамках проведения Всемирного дня без табака, учрежденного Всемирной Организацией Здравоохранения в 1987 году с целью привлечения внимание к данной проблеме, на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия размещается тематическая информация для населения республики по вопросам применения законодательства, регулирующего оборот табачных изделий, о вреде курения, о мерах профилактики курения.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года и одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон принят в целях реализации в российском законодательстве положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ратифицированной Российской Федерацией в 2008 году, и регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Федеральным законом установлены:

общие понятия и принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

запреты на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

ценовые, налоговые и организационные меры по сокращению спроса на табачные изделия и ограничению торговли ими;

запреты на рекламу и спонсорство табака;

меры медицинской помощи гражданам, направленные на лечение табачной зависимости;

меры государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и ответственности за нарушения требований Федерального закона.

Федеральным законом также признаны утратившими силу:

Федеральный закон «Об ограничении курения табака»;

Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака»;

статья 50 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака»;

статья 2 Федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

Добавить комментарий